O лоукостерах

Posted: 13.06.09 in Текучка

Авиакомпании-лоукостеры ведут бизнес по принципу “низкая стоимость любой ценой”. Они летают из второстепенных аэропортов, не кормят в полёте, заужают до предела расстояния между креслами, заставляют пассажиров самостоятельно идти до трапа, ставят вылеты на неудобное время, вводят обязательную регистрацию через интернет, и т.п. Пионер отрасли, ирландский RyanAir, уже берёт плату за пользование туалетом на борту, и проводит опросы на тему “как отнесутся пассажиры к введению стоячих мест”.

Зато! Зато эти перевозчики предлагают билеты по минимальной возможной цене. Именно для развития конкуренции и снижения цен несколько лет назад в Украину был приглашён венгерский лоукостер WizzAir, с выделением ему частот на нескольких высокорентабельных маршрутах, в частности Киев-Лондон. Поначалу эти венгры обещали развивать региональные аэропорты, даже немного полетали в Лондон из Львова. Но потом этот маршрут закрыли, а чуть позже позакрывали и все внутренние линии: последнюю, Симферополь-Киев, вот совсем недавно. Объяснение было каждый раз одно, и вполне понятное для нюхавших отечественный бизнес-климат: нерентабельны они все, никак там не окупить административных поборов и заоблачных цен на авиааобслуживание. Вот Киев-Лондон и Киев-Милан – те хоть как-то позволяют выйти на минимальную рентабельность.

Выше была описана бизнес-модель лоукоста в Украине в том виде, как она подаётся широкой публике. Однако, если спуститься со счастливых вершин ширнармасс к суровой прозе жизни конкретного пассажира, ситуация начинает играть совсем другими красками. Вот как у меня сегодня.

Итак, собираюсь лететь 23-го августа сего года из Украины в Британию. Для удешевления билета начинаю заниматься покупкой уже сейчас; с той же целью решаю лететь из Киева, чтобы прямой рейс был (здесь можно начать вспоминать многолетние разговоры об открытии рейса Одесса-Лондон и/или Николаев-Лондон, но то будет отдельная поэма о семи песнях).

Иду, понятное дело, к славящимся дешевизной венграм. Что вижу там? Вижу цену в 312 долларов, не считая того, что при оплате кредиткой они накинут ещё десятку. Скриншот (здесь и далее кликабельно):

WzA itinerary

И это без всякого разврата, типа возможности регистрации на стойке в аэропорту, и проноса в салон сумки бОльшей, чем дамская косметичка. При этом по ходу бронирования появляется табличка, предупреждающая о крайне малом количестве оставшихся мест.

Гордость за страну проникает в душу, когда видишь такое: растёт благосостояние народа, несмотря ни на какие действия правительства.

Однако мне, как научному сотруднику, приличен научный же подход к проблеме. Потому после ультра-дешёвых венгров иду к зажравшему почти-монополисту, беспардонно пользующемуся государственной поддержкой, и лоббирующему введение антиконкурентных условий на рынке. К компании British Airways (всё предыдущее – недавняя цитата из британских теленовостей).

Что я вижу у этой авиакомпании, известной хорошей кормёжкой в полёте, высокими спинками кресел и широкими междурядными промежутками? Мне, при моём росте, это важно: ладно помучаться на рейсе Лондон-Киев, а когда Лондон-Окленд, который 23 часа чистого времени?

А вижу я на сайте British Airways цену 80 долларов. В четыре раза меньше, чем у низкобюджетных венгров:

BA Itinerary

Но, может, это только в цивилизованной Британии разгул монополизма выражается в такой форме? Для полного спектра статистики идём к Международным Авиалиниям Украины, и пытаемся бронировать билет там. Результат – 222 доллара:

UIA itinerary

Это, конечно, не британские 80 (ну пусть даже 100 в окрестные дни), но тоже от разрекламированного лоукоста отличается неслабо.

Рекламный слоган, родившийся по результатам наблюдений: “WizzAir: доплати за неудобства!

Advertisements
Comments
  1. VV says:

    Ну с венграми ладно, а откуда между МАУ и ВА такая разница?

    • Oleksiy Khavryuchenko says:

      Как постоянный пользователь Визза могу посоветовать проверять цену каждые несколько дней. Они пляшут с вилкой до 100%.

  2. 1. В Ryanair-е туалеты бесплатные – лично летал в ноябре. И, я думаю, так будет всегда. Ну не ходить же людям в туалет под себя, портя сидения? )
    2. Проверил сейчас. На 23 августа Киев-Лютон Визз показал мне 1679 грн. Если лететь 21-го – 1149 грн, если 7-го – 729 грн.
    Какой-то у них всплеск цены на конец августа, почему-то.

    http://www.skyscanner.ru/flights/kiev/lond/130823/airfares-from-kiev-to-london-in-august-2013.html

    • Shao says:

      На маршруте Лондон-Лиссабон у RyanAir туалеты платные. Вот первое, что нашлось в тему.

      И, спрашивается, почему у нормальных авиакомпаний всплеска цены на конец августа нет? Они по другому воздуху летают? Всплеск цены – это не “почему-то”, в такой ситуации. Всплеск цены – это политика руководства компании.
      Кстати, ещё одна примочка ВиззЭйра: если несколько раз зайти на сайт и пройти на форму заказа билетов, то при каждом следующем заходе с одного и того же ІР цена растёт. Типа, такая у них “стимуляция нерешительного заказчика”.

      • yuri says:

        > если несколько раз зайти на сайт и пройти на форму заказа билетов, то при каждом следующем заходе с одного и того же ІР цена растёт

        Вот за информацию об этом – большое человеческое спасибо. Правда, не уверен по поводу привязки к айпишнику – пытался получить более низкую цену, заходя с мобильного через gprs, в итоге получил более высокую. Вероятно, цена увеличивается при большом количестве однотипных (направление-даты) запросов вне зависимости от ip-адресов. Хотя не удивлюсь, если они применяют повышатор, использующий некий комплексный критерий основаный и на запросах с одного айпишника, и на запросах с разных, и на геотаргетинге айпишников.

  3. И вот ещё – на сайте Визза почему-то всё ещё вижу Киев-Симферополь. И ещё есть рейсы из Харькова, Львова и Донецка.

    Кроме того, не стоит забывать, что дело происходит в Украине. Так недавно наше правительство приняло антивиззэйровское решение – теперь все авиакомпании обязаны включать в стоимость билета провоз багажа кажется килограмм на 30. У всех других так и было, а Визз зарабатывал на платном провозе багажа. Возможно поэтому их цены у нас чуть подросли.

    • Shao says:

      Рейс Киев – Симферополь будет отменён в июле. Я ж и говорю, это свежее решение.

      Рейсы у них из Львова и Харькова есть. У них уже нет никаких внутренних рейсов во Львов, Харьков и прочие города Украины.

      Насчёт 30 килограмм бесплатного багажа – ВиззЭйр как брал деньги за ЛЮБОЕ его количество, так и берёт. Посмотрите внимательно первый скриншот, там плата за провозимый багаж отдельной строкой указана.

      И, опять-таки, разница в 300 процентов – это слабо похоже на определение “чуть подросли”, нет?

      • yuri says:

        > Насчёт 30 килограмм бесплатного багажа – ВиззЭйр как брал деньги за ЛЮБОЕ его количество, так и берёт.
        Не берет. Или скорее – не всегда берет: этим летом летали в Грузию – багаж бесплатно.

        ЗЫ Сорри за некрокоммент

        • Shao says:

          Ну, значит, это тоже зависит от направлений. И является нарушением принципа равенства потребителей.

  4. alien5 says:

    У них цены довольно сильно плавают от даты к дате и по приближению к дате вылета. В последнем случае раза в 3-4 точно прыгают. За 3 месяца бронировали Киев-Катовице за 450 гривен, несколько дней до вылета цена была уже 1700. Сейчас, на конец августа есть цены как по 300 грн так и по 1000.
    И от аэропорта зависит – в Милан, дешевле 800 не бывает, хотя не многим дальше.

    • Shao says:

      Ну тут же ж как раз тот случай, когда за 3 месяца бронирование. И всё равно – больше 300 долларов.

  5. sidewinderrr says:

    Как ученый, часто летающий в Британию, могу открыто сказать: вы лохонулись.
    Во-первых, Виззейр возит и за 1300 грн в обе стороны, проверено на себе. Все зависит от дня недели, пиковой загрузки и багажа. У вас он 400 грн, это 50 долларов. Летайте без багажа, так проще и дешевле.
    Во-вторых, с Бритиш Эйрвейз все не так просто: вы увидели только цену за билет, БЕЗ аэропортовых сборов. Билет туда-обратно Бритишами – 400 баксов. Можете проверить на их сайте, дойдя до чекаута.
    В МАУ вы попали на т.н. “Промо”, если за 14 лет до вылета брать билеты – такое возможно. Посмотрите билеты в МАУ хотя бы недели за 3 до вылета, будет очень забавно ))))

    Виззейр – наше все!

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s