О палачах

Posted: 12.12.28 in Мысли

Воспоминания о коктейле Lille Hangman, где жидкий азот и кокаин, дают занятные последствия на ниве популяционной генетики. Понятная и недлинная цепочка  ассоциаций приводит к вопросу: почему, совбственно, в западноевропейской мифологии образ палача ассоциируется с носителем физических недостатков? В основном палачей “коллективное бессознательное” рисует накачанными горбунами, но горбами список уродств не исчерпывается.

Ну, с физической силой – оно понятно: постоянные упражнения с тяжёлыми инструментами на свежем воздухе, при повышенных нормах питания, и т.п. А уродства тут причём?

Гуманитарий, наверное, отвечал бы примерно так: в литературном эпосе достоинства и недостатки душевные тесно связаны с достоинствами и недостатками телесными – см. “благородных принцев” нордической внешности, и аналогичных женских персонажей. Соответственно, должно быть верным и обратное: чёрная душа палача не может в сознании народном не ассоциироваться с телесным уродством.

Однако, естественнонаучное образование подкидывает другой резон.

Ввиду сильнейшей социальной изоляции при достаточно высоком уровне жизни, браки в этой группе заключались практически исключительно между выходцами из семей палачей (см., например, Seven Generations of Executioners: Memoirs of the Sanson Family).

Дальше.

По природе профессии многочисленными её представители быть не могут.

Таким образом, на протяжении 14-19 столетий в каждой из европейских стран было 10-20 семей, десятками поколений заключавших браки строго между собой. При таких вводных проявление генетических аномалий просто напрашивается.

Не знаю, насколько факторы популяционной генетики перевешивают установки социально-мифологического восприятия. Вполне возможно, что тут сформировался автоколебательный контур с положительной обратной связью.

В этом ракурсе интересно было бы почитать об отношении к профессии палача, а также его образе в мифологии, характерном для других культур. Вроде, в восточной Европе “мифологизированный палач” от западноевропейского отличается отсутствием акцентированного телесного уродства. А как с этим у китайцев, арабов, индусов, и т.п.?

Advertisements
Comments
  1. К.Т. says:

    Коктейль “Лилльский палач” – это подготовка к Новому году? :)

  2. zbroyar says:

    А навіщо у пост свої поточні координати писати? ;-)

  3. Groben says:

    off top

    Привет, старина!

    Повтор после фальш-старта. :)

    С началом очередного кольца вокруг Солнца! Пусть орбита будет чистой, а время в пути – не скучным :) С ДР!

  4. Васёк says:

    а я думаю, что ответ приведен на другой вопрос, не тот, который был первоначально задан: не “почему образ палача ассоциируется у обывателя с уродом”, а “почему палач является уродом”.

    представляется он таким, поскольку так страшнее – обывателем это воспринимается так, что урод имеет основания к бОльшей мотивации мучителя, чтобы не просто казнить, а изуверствовать, вымещать свое ущемленное самолюбие на окружающих обывателях, и потому он не просто казнит, а долго и извращенно мстит.

    и как результат – обыватель с большей охотой запоминает наиболее страшные характеристики, чем просто нейтральные, что означает, что он расскажет другим именно об уроде, как о проявлении всех возможных страшных ожиданий, о злобном и страшном гоблине, тролле, с кошмарных размеров топором, и ужасной, дикой улыбкой идиота.

    nevermind, всё ок.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s