О Кличко и УДАРе

Posted: 11.11.04 in Политика

Второго числа в Одессе была встреча Виталия Кличко с “одесскими блоггерами”.

Слетал, поглядел, пару раз вставил свои пять копеек. В ходе обратного перелёта сложились впечатления и опасения – см. ниже.

Как это часто бывает, главная проблема в формулировке отношения к таким событиям – диссонанс между тем, что надеешься увидеть за аргументами, и тем, что за аргументами увидеть боишься. Повод надеяться давало позиционирование политпроекта как принципиально нового для Украины, повод бояться – многолетнее наблюдение за судьбой политпроектов на нашей грешной территории. Тут в детали вдаваться не буду, об этом хорошо написал вытащивший меня на мероприятие Сергей Дибров.

Насколько я понял, основой для позиционирования были выбраны тезисы «Мы не будем врать» и «Мы не будем обещать несбыточного». Из этого однозначно следует готовность назвать свои цели на дальнюю перспективу, и цену, которую за их достижение предлагается заплатить избирателю. Кроме того, такую политику невозможно осуществлять в рамках партии вождистского типа, которых у нас в стране – каждая вторая не считая каждой первой. Таким образом, ситуация предполагает построение действительно политической партии (т.е. общества, имеющего целью проведение в жизнь определённой идеологии), а не того, что партиями называется у нас (т.е. группы, объединённой на платформе «помогите откусить от госбюджета, и мы вас тоже не забудем»). Этот подход меня привлекает, и, насколько понимаю, практически не встречается в политическом мэйнстриме Украины. Что, собственно, и было моей мотивацией для приезда.

Сначала о приятном.

Было видно, что Виталий старается думать и говорить самостоятельно. Учитывая реалии нашей страны, для фигуры его типа это совсем не просто. Более того, он старается подбирать толковое окружение – и, по крайней мере, в отношении самого ближнего круга (т.е. тех, кто пришёл вместе с ним; о непубличных фигурах партии я ничего знать не могу) это у него пока получается. Способность к командной работе встречается гораздо реже, чем принято думать, и уж тем более у успешных профессиональных спортсменов. Как выразился Никколо Макиавелли, «…но о правителе нужно судить по тем людям, которыми он себя окружает». Так что в этом плане заявленная форма вполне совпадает с предъявленным содержанием.

Ещё более интересным показался «постскриптум»: приход главы одесского отделения партии на «выпить-закусить» со стихийно организовавшейся из части приглашённых компанией. При этом не с целью дополнительно повещать и повнедрять лозунги, а послушать, чего скажут. Если это не следствие личных симпатий/обещаний, либо пиар-ход в русле «нате вам внимания, почувствуйте себя персонами», то выводы можно сделать такие: а) есть нацеленность на корректировку идеологии «снизу» (что предполагает наличие идеологии как таковой), и б) нет установки на «бабло всё зальёт».

Во вторую очередь – о нейтральном.

Ключевые фигуры из окружения (в первую очередь Виталий Ковальчук) старательно общались, разъясняли, конкретизировали, и подменяли Кличко там, где он не мог всё сделать сам. Это не хорошо и не плохо a priori: зависит от точки, с которой оцениваешь.

И о неприятном.

Раз за разом возникало ощущение, что «замах есть, удара нет». Тут попробую в деталях. Итак, имеем партию, заявляющую намерение честно описать свою программу и цену её проведения. А не идти по пути «мы вам отремонтируем школу, а вы всем селом за нас проголосуете». Это предполагает ориентацию на строго определённый сегмент электората: не-иждивенческий. Таких людей у нас мало (и это вовсе не определяется уровнем личных доходов; примеры очевидны), однако они есть, и потенциально способны на активность «за идею» а не «за сто гривень в день». Но, если так, то надо эту идеологию предъявить (хотя бы кратко), а потом чётко и внятно говорить о цене. Пока же говорится только о намерениях это сделать. Дальше. Если есть декларация «мы честны и открыты», то честным невозможно быть наполовину. Однако, на несколько раз повторённый в разных формах вопрос о списке жертвователей ответ был дан в духе «нас поддерживают бизнесмены, которых это всё достало, но они боятся обнародовать свои имена». После этого заявления вроде «мы не проект Фирташа», или «мы не проект Пинчука», смотрятся, э-э-э… немного натянуто, скажем так. Что, в свою очередь, вызывает вопрос «а не займутся ли спонсоры партии возвратом инвестиций после её вхождения во власть». Если программа партии в итоге сводится к замене одних олигархов на других – это, скажем мягко, демотивирует её идейных сторонников.

Теперь пара слов в формате «что такое идеал».

Первое.

Обнародование идеологической платформы партии (она есть здесь, но почему-то о ней ничего не говорится на встречах с ширнармассами); при этом описание не только целей и позитива от их достижения, но и цены вопроса по каждому разделу, а также какой группе населения и в какой форме эту цену придётся заплатить. Пока же по ссылке выше есть документ «за всё хорошее под руководством хороших людей», которых было уже видимо-невидимо. В качестве необязательного примечания: немного странно выглядит раздел «Гендерная политика» на втором месте, в то время как «Политические реформы» – на третьем, а «Экономические реформы» – на восьмом (!)

Второе.

Список спонсоров партии должен быть открытым. Это лучше всех слов и обещаний убеждает в том, что строится действительно партия, и с опорой действительно на избирателя, а не очередной карманный проект кого-то из олигархов для контроля над одним из электоральных сегментов.

Разумеется, выполнение обоих пунктов сократит электоральную базу и финансовые возможности. Однако, это оставит готовых работать «за идею» (что позволит сэкономить на «ста гривнях в день»), и позволит быть уверенным в своём избирателе. Т.е. это будет именно «свой» и именно «избиратель», а не «те, кому мы сможем дать больше, чем наши конкуренты». Ясно же, что на почве подачек Партию Регионов превзойти невозможно: у них в руках все ресурсы страны, т.е. потенциальных подачек – максимально возможное количество. Ну, и зачем избирателю-иждивенцу голосовать за кого-то ещё?

Понятно, что главная цель любой партии – приход к власти; и понятно, что при описанной работе с избирателем шансы на приход к власти в той или иной форме невелики. Однако при стандартной раздаче обещаний их нет вообще: см. выше насчёт ресурса ПР. Также очевидно, что такой подход предполагает резкое переформатирование всех принципов внутрипартийной работы и агитации. А много ли есть в стране людей, способных работать в таком формате? Профессиональные пиарщики ведь тоже год за годом учились обещать подачки, и говорить о рае на земле сразу после выборов.

Но альтернатива тут незавидная: действительно стать тем, что, при негативной предустановке, можно увидеть во всех описанных действиях. А именно: группой людей, в которой пара десятков надеются заехать в Раду на харизме Виталия Кличко, пара сотен – заработать на процессе заезда тех десятков неплохие деньги, и один либо несколько крупных бизнесменов, которые таким образом защищают свой бизнес. Это даже может сработать на краткосрочную перспективу, т.е. на один выборный цикл. Но никак не больше. Конечно, сплошь и рядом бывает, что большего никому и не надо, а всё что кроме – циничный развод лохов. Но пока, вроде, есть шанс, что это не так.

Ну, и напоследок о «людях, которые нас удивили».

Приятно удивлён вопросами Диброва. Не знаю, была ли формулировка насчёт различий избирательного процесса у нас и в США экспромтом или домашней заготовкой, но вышло очень сильно. Одновременно афористично и с глубоким смыслом.

А также потрясла Зоя Казанжи. Так долго, откровенно и настойчиво говорить «возьмите меня на работу, я готова на всё» – это надо иметь очень специфическую психику.

P.S. для желавших «морды лица»: я на фотографиях мероприятия есть здесь.

Comments
  1. Serge Dibrov says:

    Отмазываться не буду, ты все равно не поверишь. Но отмечу: я был не в курсе того, что о чем и как будут рассказывать Кличко и его команда. Более того, похоже, они тоже точно не знали, в какую сторону пойдет разговор. Ведь все могло уйти в спорт, например. Да, и ни с кем из присутствовавших блогеров я о тактике проведения этого допроса тоже не договаривался. Так что все было честно: они играли командой, и мы тоже спонтанно сыграли командой, а я оказался, условно говоря, в позиции добивающего.

    • Shao says:

      А чего отмазываться-то? Я ж говорю, факт домашней заготовки вопрос не портит.

  2. ты будешь смеяться, я тоже понятия не имел, о чем будет разговор. Отмазки, да :-)

  3. myxa_vs_ says:

    “такую политику невозможно осуществлять в рамках партии вождистского типа, которых у нас в стране – каждая вторая не считая каждой первой.”

    а разве партия имени Кличко не является по умолчанию партией вождистского типа?

    • myxa_vs_ says:

      Блин, мне лучше не комментить никого после 12

    • Shao says:

      По умолчанию – да, конечно является. Но они очень старались показать, что это не так. Вплоть до прямых заявлений.

  4. Zoya Kazanzhy says:

    Я вас страшно удивлю, но работа у меня есть – давно и неплохо оплачиваемая:) Я шла на встречу, где предполагался обмен мнениями, а не пресс-конференция. И вы не поверите, но у меня даже состоялось общение после встречи, поскольку некоторые мысли оказались не такими уж и “специфическими”:)

    • Shao says:

      Я вас страшно удивлю, но работа у меня есть – давно и неплохо оплачиваемая

      Я и не сомневался. При таком повсеместном упорстве и самоотверженности – как не быть?
      Зря вы только стали оправдываться. Это выглядит непрофессионально: если всё так замечательно – какое вам дело до мнений непонятно кого непонятно откуда?

      • Zoya Kazanzhy says:

        Оправдываться?:) Собственно, русский язык богат, и у кажого свое мнение по поводу значения того или иного слова:) Вы упомняули меня, высказав свое мнение-отношение. Я написала свое мнение. В чем непрофессионализм? Это вы как-то болезненно реагируете, навешивая ярлыки:) Я, собственно, не берусь комментировать вас, обвинять вас в непрофессионализме или же впечатления выдавать за факты. Да, и мне весьма интересно, где это вы меня заметили в “повсеместном упорстве и самоотверженности”?:) Или вы просто ба-а-альшой поклонник словесной эквилибристики, когда “ради красного словца”?:) Неожиданно для меня, что столь большой интеллектуал прямо аж из самого Лондона, высказывая свое мнение, лишает другого человека сделать то же самое. Да, совок- вещь вечная:) Удачи!:))))

  5. Shao says:

    В чем непрофессионализм?
    Boт смотрите. Заявлю я, скажем, что Билл Гейтс и Сергей Брин ничего не понимают в IT-бизнесе. Обвиню их в непрофессионализме. Прибегут ли они в мой блог оправдываться и объясняться? Нет, конечно. Даже если по какой-то случайности это прочитают: вероятность прочтения мала, им-то незачем по этому поводу интернет мониторить. Почему так? Потому что их профессиональные качества известны, а я в этой сфере не разбираюсь совершенно. А кто прибежит? Прибежит тот, кто пока что в этой деятельности малоуспешен: ему нужен пиар, и нужно опровергнуть на словах любое негативное мнение. Потому что дел, которые всем всё и так доказывают, за ним не числится.
    Либо же прибежит оправдываться тот, у кого я и правда заметил серьёзный прокол. Хотя бы и случайно.

    Это вы как-то болезненно реагируете, навешивая ярлыки:)
    Так сформулировал не я. Так сформулировал другой человек, там присутствовавший. Написал, и через стол показал. Не одному мне. Впрочем, я с этой формулировкой вполне согласен, просто сам до него не смог сказать так лаконично.

    Я, собственно, не берусь комментировать вас
    Однако, именно это вы и делаете.

    Да, и мне весьма интересно, где это вы меня заметили в “повсеместном упорстве и самоотверженности”?
    Тоесть, на встрече с Кличко вы вели себя не так, как на прочих подобных мероприятиях?

    Неожиданно для меня, что столь большой интеллектуал прямо аж из самого Лондона, высказывая свое мнение, лишает другого человека сделать то же самое.
    Можно с цитатой, где и как я “лишал вас сделать то же самое”?

    • Zoya Kazanzhy says:

      О, сколько текста – почти как сам блог:) Я поняла, вам приятны только приятные комменты:) Да, так тоже бывает. Интернет не мониторю, Саша Осташко в ФБ сделал все ссылки, ваша – одна из первых. Мой непрофессионализм в чем все-таки? В том, что отреагировала на ваше мнение? Это оценивается уже с точки зрения “профессионально-непрофессионально”? А если бы я написала – о, молодец, классно все написал! вы бы разразились подобными обвинениями? То-то и оно:) В одном вы правы – подобное все-таки лучше не замечать:))))) Ну, больше и не буду.

      • Shao says:

        Я поняла, вам приятны только приятные комменты
        Именно. А неприятны – неприятные.
        Довольно странно видеть такую небрежность в лексике у человека из сферы общественных коммуникаций.

        Интернет не мониторю, Саша Осташко в ФБ сделал все ссылки, ваша – одна из первых.
        Т.е. Саша сделал это не в интернете? Не знал, что ЖЖ и Фейсбук теперь представляют собой отдельную сущность.

        А если бы я написала – о, молодец, классно все написал! вы бы разразились подобными обвинениями? То-то и оно
        Голословное обвинение. Вы разве пробовали?

        Мой непрофессионализм в чем все-таки?
        См. выше. Все три пункта.

  6. Rys Kr says:

    Серый, а позвонить??? и чо ты там не видел? признайся чессно, зачем летал?
    в след раз забреди будь добр…. как деть?

Leave a Reply

