О договорах

Posted: 10.04.22 in Политика

Отдам-ка и я дань бушующим в украинской политике и околополитике страстям. Это я о газо-флотских договорах, о чём же ещё.

Главной проблемой для Украины, понятно, является не плавучий музей по имени “ЧФ РФ”.  Главной проблемой является удешевлённый метан. Это значит, что опять не будет никакой модернизации экономики, и на десятилетия вперёд основными отраслями останутся чудовищно устаревшие и энергоёмкие металлургия и химпром. Да ещё и, как казалось, своя газодобыча будет ликвидирована: потому что на срок договора придётся закупать у Газпрома как бы не наибольшие в Европе объёмы газа.

Однако, если приглядеться, всё выглядит немного иначе.

В дополнительном протоколе к контракту от января 2009 года аннулируются пункты 6.5. и 6.6. Они предусматривали санкции за недобор и недопоставку газа. Непонятно, как, в таком случае, Россия будет добиваться отбора Украиной законтрактованных объёмов.
Если нет никаких дополнительных документов по этому поводу – по-моему, это фактический отказ от принципа “take or pay”, которым все уши прожужжали. Т.е. Украине таки можно будет модернизировать экономику. Но, если так, возникает вопрос: почему надо было делать столь витиевато, а не просто отменить этот самый принцип, указав, что покупатель отбирает газ по потребности? Объяснение приходит на ум только одно: чтобы не создавать прецедент пересмотра для других стран, с которыми у Газпрома аналогичные договоры.

Теперь о флоте.

Договор базирования продлён в том же виде, в ктором был изначально подписан. Т.е. всё так же замена кораблей и судов может производиться только “единица на единицу, тип на тип”, и с отдельного разрешения украинской стороны по каждому случаю. Понятно, что совковые монстры типа крейсера “Москва” и БПК океанской зоны держать на Чёрном море бессмысленно; да и сама концепция этих кораблей давно устарела. В России, как пишут издания типа Defence News, уже давно решили идти в ногу с модой, и строить корветы и фрегаты ракетного оружия. Но, во-первых, решить-то решили, а строить никак не начинают. И начнут большое флотское строительство явно нескоро – иначе бы вертолётоносцы у французов не покупали. А во-вторых, даже если построят и купят, то корвет и вертолётоносец так просто в Севыастополь не заведёшь, т.к. такого типа  кораблей у России там сейчас нет, и не было никогда. Нет, ну что-то, конечно, теоретически поменять могут, но основой ЧФ всё так же будут оставаться корабли и суда советской постройки. А им уже по 35-40 лет. Т.е. к окончанию договора в 2042-м им будет за 70.  Это если не вспоминать о такой боевой единице, как судно “Коммуна” 1915 года постройки. Если к тому времени этот сборник антиквариата будет держаться на плаву – это само по себе будет чудом.

В общем, если исходить из того, что известно на сегодняшний день, то всё не так страшно.

Правда, возникает вопрос: а зачем властям России эта игрушка на Чёрном море ценой миллиардных ежегодных потерь бюджета? В голову приходят только соображения престижа. Если это так, и никаких дополнительных документов, в корне меняющих характер приведённых по ссылкам, больше не всплывёт, то вывод Кучмы подтверждается во всей красе: Украина действительно не Россия. В нашем коллективном бессознательном покупка престижа за такие деньги не уложится никогда.

Advertisements
Comments
  1. rns123 says:

    “Янукович и его друзья будут получать газ с 30-процентной скидкой, имея возможность реэкспортировать его в Европу. Для них это хороший бизнес.” [1]

    “Но, во-первых, решить-то решили, а строить никак не начинают.” Один корвет, впрочем, уже закончили. [2] Серийный.

    1 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1358282&ThemesID=402
    2 http://www.rian.ru/spravka/20100331/216322980.html

    • Shao says:

      Да, один корвет закончили. В планах – ещё три. На четыре российских флота.

      • rns123 says:

        Из них 2 — для ЧФ [1] :). Есть, впрочем, еще
        и Каспийская флотилия :).

        Как эскортных кораблей их вроде бы больше
        и не нужно (по числу действующих ракетных
        крейсеров), к тому же в течение года-двух
        планируется пара фрегатов (проект 22350).

        1 http://vz.ru/news/2010/4/21/395276.html

  2. Микола says:

    Справа не стільки в тому флоті, скільки в тому, що наш (наш?) Президент залишає на нашій території потужний дестабілізуючий фактор у вигляді іноземних військ, порушуючи при цьому Конституцію. Крім того, про ці домовленості до їх підписання не було жодної інформації, що говорить про те, що пан Президент знав про можливу реакцію людей на таку угоду і заздалегідь на неї поклав прибор.

    Для росіян це питання не тільки престижу, а й величезної кількості курортної землі, що контролюється російськими військовими. Ця земля здається в оренду, гроші з якої йдуть невідому куди.

    • Shao says:

      Зрозуміло, що “дестабілізуючий фактор” – це основна причина для невдоволення. Але, якщо говорити чесно, мало хто повірить в пряму та безпідставну військову агресію Росії проти України в умовах сьогодення (я – теж не повірю). Необхідною умовою є “народне невдоволення” та “придушення громадського руху співвітчизників кривавим режимом”. А це невдоволення і акції пречудово організовуються і без якої-небуть бази в Севастополі.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s