Об эволюции престижа

Posted: 06.09.10 in Мысли

Если системы ценностей эволюционируют – значит ли это, что каждый новый шаг в их эволюции должен казаться идиотизмом? Определение слова «престиж», даваемое Британникой, звучит как «Social respect accorded to an individual or group because of the status of their position». Хоть и несколько расплывчато, но интуитивно понятно. Это самое положение не всегда исчислялся непосредственно в вещественных категориях, однако, в прошлом, всегда было следствием ресурсного накопления. Слово “ресурсный” здесь следует понимать расширительно в силу многих причин: от известного выражения О. Уайльда “Всякое истинное произведение искусства совершенно бесполезно”, до сугубой нематериальности денег и прочих ценных бумаг, пребывающих в безналичном обороте. Тем не менее, вещи, вполне бесполезные сами по себе, часто (а, может, и преимущественно) становятся предметами престижного потребления, и приобретают вполне материальную ценность как индикаторы социального статуса. Так, по палеонтологическим данным, на рубеже мезолита и неолита черепа детёнышей мамонтов на стоянках кроманьонцев попадались в количестве, явно непропорциональном ни плотности популяции мамонта, ни степени трудности их добычи. Причем эти черепа упорядоченно раскладывались внутри жилищ, а при смене стоянки переносились на новую.

В наше время октаэдрические кристаллы углерода и жёлтый металл с высоким альбедо являются предметом аналогично бесполезным и приводящим к куда большим людским жертвам, чем последствия обрушения древних экосистем, вызванные истреблением т.н. “мамонтовой фауны”.
После, однако, ситуация перевернулась. Разросшийся поток информации привёл к тому, что не высота положения стала обеспечиваться собиранием предметов престижного потребления, а получение этих предметов (денег, ресурсов, политического влияния) стало обеспечиваться благодаря “престижности” (оно же – “раскрученности”) текущего статуса. Сам же статус мог быть получен самыми экзотическими путями, с объективным улучшением положения никак не связанными. Такую ситуацию применительно к работе спецслужб в 20-м веке хорошо описал Еськов.
Собственно, всё что выше – это было введение с предисловием. А сподвигло меня на данный текст соображение вот какого вида.
Кажется, сейчас мы видим следующий шаг.
В последнее время всё чаще замечаю, что “престиж”, не обусловленный никакими имущественными/интеллектуальными/информационными ресурсами либо накоплениями, становится ценностью сам по себе. Не принося, при этом, обладателу статуса уже никаких благ. Всё больше людей, которые ради “престижа” и “раскрученности” тратят гигаджоули энергии, при этом не имея ни малейшей надежды получить от своей “раскрученности” какой-либо выгоды. Т.е. то, что 100 лет назад определялось как “он известен тем, что его бизнес стоит миллион”, 20 лет назад – “его известность позволяет зарабатывать миллионы”, теперь всё чаще выражается термином “он офигительно раскручен”. “Раскрутка” – и цель, и средство.
Это что – смена ценностей? В исторической цепочке атрибутов престижа “материальные ценности – деньги, за которые можно купить материальные ценности – известность, которая приносит деньги” образовалось следующее звено – “раскрутка, которая обеспечивает известность”? Так ведь к деньгам такая раскрутка не приводит…
Или всё проще, и нынешние апологеты самораскрутки – это просто люди с психическим сдвигом, аналогичным Герострату, только куда менее успешные?
Advertisements
Comments
  1. tyrik says:

    Известность вполне может быть самодостаточна; но она не перестала в настоящий момент приносить деньги. Раскрутка вполне может никогда и не перейти в “денежную” стадию, тогда, конечно, весь процесс будет выглядеть абсолютно бесцельно. Но это нормально – все известными быть никак не могут.

  2. batyanya says:

    Ближайший пример – многие бренды, которые стоят в разы и десятки раз выше стоимости их материальных активов.

  3. shao_s says:

    Это именно то, что я называл “предпоследней стадией”. А теперь народ раскурчивается, вовсе не повышая свою стоимость – я об этом. При том, что бесперспективность этой раскрутки с точки зрения повышения доходов ясна ещё до её начала.

  4. avantiurist says:

    “Главными особенностями психики истеричных являются: 1) стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих и 2) отсутствие объективной правды, как по отношению к другим, так и к самому себе (искажение реальных соотношений). Ясперс (Jaspers), объединяя оба эти признака, дает очень короткое и меткое определение той основы, из которой вырастает поведение и характер истеричных, — «стремление казаться больше, чем это на самом деле есть». Исходя из этого определения, Шнейдер предложил заменить самое название «истеричные» термином «Geltungsbedurftige» — «требующие признания». Во внешнем облике большинства представителей группы, объединяемой этими свойствами, особенно обращают на себя внимание ходульность, театральность и лживость. Им необходимо, чтобы о них говорили, и для достижения этого они не брезгуют никакими средствами. […..]
    Чтобы произвести впечатление, истерики готовы противоречить общепринятым воззрениям, хвалить или любить то, что никому не нравится, что даже всем противно, с крайним упорством защищая при этом свои необыкновенные взгляды, мысли и вкусы. Боясь быть опереженными кем-нибудь в задуманном ими эффекте, истеричные обычно завистливы и ревнивы. Если в какой-нибудь области истерику приходится столкнуться с соперником, то он не пропустит самого ничтожного повода, чтобы унизить последнего и показать ему свое превосходство. Своих ошибок истерики не сознают никогда; если что и происходит не так, как бы нужно было, то всегда не по их вине. Чего они не выносят, это — равнодушия или пренебрежения, — им они всегда предпочтут неприязнь и даже ненависть. По отношению к тем, кто возбудил их неудовольствие, они злопамятны и мстительны. Будучи неистощимы и неразборчивы в средствах, они лучше всего чувствуют себя в атмосфере скандалов, сплетен и дрязг.[….] Духовная незрелость истерической личности, не давая ей возможности добиться осуществления своих притязаний путем воспитания и развертывания действительно имеющихся у нее способностей, толкает ее на путь неразборчивого использования всех средств воздействия на окружающих людей, лишь бы какой угодно ценой добиться привилегированного положения.”
    Похоже на вашего ЖЖешного монстра?

  5. shao_s says:

    Да бог с ним, с монстром тем – сдался он мне… Я его посто в качестве примера привёл.

    Мне мысль ваша понятна: такое стяжание престижа ради престижа свойственно истероидным личностям. Но – только ли им? Или мотивации могут быть ещё какие-то, мной в посте не описанные?

  6. avantiurist says:

    Меня этот вопрос еще с чатовской молодости занимал. И ответ на него у меня сформировался такой: В любом виртуальном пространстве, где не видно РЕАЛЬНЫХ дел, на первое место всегда выйдут истероиды, поскольку усилия на произведение впечатления (в вашей терминологии- “на престиж”) у них наименее энергозатратное.
    А вот, что общество виртуализируется – это, на мой взгляд, процесс идущий давно и с переменным успехом.

  7. nahtigal says:

    Якщо подивитись на піраміду Маслоу, то можна помітити, що необхідність в суспільному визнанні належить до важливих людських потреб.

    Звісно, така потреба стає актуальною, коли всі інші вже задовільнені. Таким чином, в умовах ситості або безумовної соціальної захищеності розкрученість стає цінністю сама по собі.

  8. shao_s says:

    Але ж чому так часто розкрученність стає быльш актуальною, аніж ситість та соціальна захищеність?

  9. nahtigal says:

    Викривлене сприйняття світу, викликане масованою атакою на недорозвинену свідомість засобами масової інформації.

    Люди просто перестають або забувають цінувати прості речі типу тиші, чистої води або простої поживної їжі.

  10. anonymous says:

    >> Если можно, подпишите письмо про студию “Остров” http://a-dunc.livejournal.com/2864.html
    >> Спасибо!

    Передаю, бо кажется, ты не чужд этому движению (АП) по смыслу.
    Может и еще кто подпишет.

    Я не имею своего ЖЖ. Посему вот такой вариант обращения…
    Если есть вопросы или еще чего: dym (at ) pla.odessa.ua

  11. anonymous says:

    Да, забыл… Я — Дмитрий.
    Нахожусь — понятно где.
    Читаю давно. И даже все доступные посты.
    Есть даже некоторым образом общие знакомые.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s