О катарсисе-2

Posted: 06.04.26 in Байки
В своё время о катарсисе я уже писал, а сегодня захотелось выдать ещё одну “жизненную историю”. О том, как на ровном месте можно устроить себе такое, что потом не чаешь выбраться. А когда выбираешься – этот философский термин начинаешь понимать всеми глубинами души.
За прошедшие годы уже много подробностей из головы вылетело; потому, чтобы не позабыть всё окончательно, решил записать. Ну и в ЖЖ выложить, заодно.
Было это на Новый год. Начало вполне сказочное – но тем не менее, именно Новый год стал спусковым крючком ко всей истории.
Где-то в ноябре 2001 года в узком кругу трёх аспирантов – это были я, Рома Ленц (он же nekuts) и Андрей, который всё никак не заведёт себе ЖЖ – возникла идея: отметить Новый год на Смоленской АЭС. Эта станция, если кто не знает, находится у города Десногорск Смоленской области (Россия). Точнее, это Десногорск находится у станции: он её город-спутник.
Долго ли, коротко ли, но пришла пора мне туда из Одессы добираться. И оказалось, что до этого славного города можно доехать только автобусом, и только из двух отправных точек: Смоленска либо Брянска. Ну что ж, так тому и быть. Благо, поездами Одесса-Москва я к тому времени наездил немало, и знал, что два из трёх идут именно через Брянск. Есть, как ещё выяснилось, вариант доезжания до Десногорска электричками от города Рославль (кстати, что меня поразило: в тех местах это название произносят с ударением на первом слоге: РОславль), а до него – дизелем от Брянска. Но это мне показался излишне сложным, да и дизель Брянск-Рославль ходит раз в день. Разминёшься – фиг знает, как добираться.
По дороге из Одессы в Брянск со мной другая история приключилась, имевшая потом, по возвращении в Одессу,  занимательное продолжение: в ходе неё, в конце концов, я нагрел на 120 долларов московских политтехнологов, продавая им полтора глобуса Украины. После чего тезис о демонических качествах этих людей мною всегда воспринимался с изрядной долей скептицизма. Но то история отдельная, о ней в другой раз.
Итак, приехал я в Брянск. И нужно мне было с ж/д вокзала добраться до автобусного, что там можно сделать посредством троллейбуса №1. Что ж, загрузился я у вокзала в троллейбус, и поехал, обозревая окрестности. Город Брянск предстал передо мной во всей красе своей производственной специализации: через мост от вокзала троллейбус выехал на Партизанскую площадь – круглую, со сквером посередине, а в сквере – Т-34 на постаменте; с Партизанской площади свернул на Партизанский проспект, и, миновав улицы 1-й Брянской партизанской бригады, 2-й Брянской партизанской бригады, а также бульвар Партизанской Славы, выехал на проспект Народных Мстителей. Эти самые мстители до автовокзала и довели.
Опять-таки, как я устраивался без билета в единственный переполненный автобус, идущий в Десногорск, история отдельная. Пока что скажу лишь, что в результате водитель автобуса разбогател на зеркальце от подставки под бритву Gillette Slalom, а мои ботинки были дивно начищены и смазаны подсолнечным маслом.
История празднования того Нового года – тоже особая поэма о семи песнях. Скажу только, что в ходе него я обучал Рому пить водку из горла, заедая луком, а лук при этом должен откусываться от цельной луковицы; в ходе обучения было выпито две бутылки водки и съедено килограмма полтора сырого лука – по крайней мере, судя по огрызкам, обнаруженным наутро в мусоре. Жёны Андрея и Ромы, при обучении присутствовавшие, сбежали с кухни минут через 10: зрелище было страшное, но поучительное. И это было ещё одно из самых невинных развлечений.
В общем, когда, немного погодя, Андрей прислал мне в Одессу фотографии, я был в шоке: таким пьяным я себя не видел никогда ни до, ни после. И, подозреваю, не увижу – силы уже не те.
Где-то к 4-му января праздник в душах поугас, водка кончилась, и решено было ехать по домам. Рома с женой направлялись в Санкт-Петербург через Смоленск, я – в Одессу через Брянск, но уезжать нам всем надо было с одного автовокзала. А на автовокзале выяснилось, что автобус на Брянск отходит в 5.30, что ли, утра, а в Смоленск – где-то около десяти. Ввиду того, что на этот вечер планировалось финальное допивание оставшегося спиртного перед долгим расставанием, перспектива подъёма в 4 утра на меня подействовала, как расстрельный приговор.
И тут Рома начал делать то, что у него получается просто великолепно: убеждать и обещать. Он давал зуб, ставил крест на пузе и клялся ответить за базар, утверждая, что из Смоленска в Одессу ходит поезд. На мои слабые потуги возразить – дескать, нет такого поезда “Смоленск-Одесса”, я ж уже сколько лет в Одессе живу, знаю – он божился, что сам лично видел, когда сюда ехал, а поезд не смоленский, а транзитный. То ли из Минска, то ли из Варшавы.
Вот это меня и сгубило.
Вроде, проскочило у меня в голове, что поезд Минск-Одесса существует. Да и потом, когда очень хочешь поверить – поверишь. А мне уж больно неохота было в 4 утра просыпаться.
В итоге на следующий день, часов около трёх, я оказался на промёрзшем до фундамента смоленском ж/д вокзале в компании Ромы и его жены. Пошёл к расписанию – разумеется, никакого поезда в Одессу нет. Ломанулся в справочную – там на меня глядят как на идиота, и объясняют ситуацию. А ситуация оказалась такая: в тех местах вообще одна дорога. Брест-Минск-Смоленск-Москва. И никуда с неё не свернуть. Это и железная дорога, это и шоссе. Ехать можно либо на запад в Минск, либо на восток в Москву. И всё. Весь транспорт, от поездов до собачьих упряжек, движется исключительно по этой линии.
В этот момент я, как никогда глубоко, ощутил правоту высказывания героя одного из любимых фильмов: “В этой стране все иностранцы гибнут под Смоленском”.
Что характерно, Рома не смутился. Он тут же призвал меня ехать с ними в Питер: поезд Питер-Одесса точно существует (в этом случае – правда). Но я не повёлся. Ответив ему, что так я по его милости, в конце концов, окажусь вместо Одессы где-нибудь в Мурманске или в Воркуте, я пошёл в справочную узнавать, как мне добраться до Брянска. Чтобы там один из двух одесских поездов поймать.
Оказалось, это возможно. Есть такой автобус, Смоленск-Брянск. И погребли мы с Ромой на автовокзал. По счастью, в Смоленске автовокзал оказался совсем рядом с железнодорожным, а билеты на автобус были. Мне бы насторожиться такой прухе – но нет, интуиция не сработала.
В общем, долго ли, коротко ли, но отручкались мы с Ромой на прощание, и я, голодный, усталый и промёрзший до костей, влез в нужный автобус. Понятно, что в таком состоянии стало непреодолимо клонить в сон.
Но до того, как заснуть, я успел узнать у попутчиков две вещи. Первое: автобус приходит в Брянск в 22.15, т.е. в полной темноте, и с транспортом по городу в это время туго. Второе: приезжает он на городской автовокзал, который от железнодорожного далеко. Но по пути проезжает через ту самую Партизанскую площадь, от которой до вокзала минут 10 пешком. Там обычно часть народу выходит, так что и мне стоит с ними.
Ладно, думаю, как-то всё разрешается. Спрашиваю соседа по креслу – сможет ли он меня в Брянске на той площади разбудить, а то спать охота, просто смерть. Сосед, дядька в тулупе, заячьей шапке и при красном носе между ними, обещает так и сделать. После чего я засыпаю.
Просыпаюсь от толчков в бок и слов “парень, тебе выходить – ты разбудить просил”. Смотрю – автобус стоит, темнота, за окном какие-то одноэтажные строения угадываются, часть пассажиров выходит. Ну, и я за ними потопал. Выпрыгнул на утрамбованный снег, автобус завёлся-уехал. Когда глаза к темноте попривыкли (фонари не горели) разглядел следующее: я стою на краю круглой площади, в центре – сквер, над головой – троллейбусные провода, а чуть дальше по площади под проводами – остановка, на которой какие-то люди топчутся. Подхожу к людям, спрашиваю, как до железнодорожного вокзала дойти. Мне отвечают, что “да тут рядом, иди через парк по аллее, на том конце выйдешь на мост, а за ним как раз и вокзал”. Во, думаю, всё верно: когда сюда ехал – троллейбус через мост и проезжал. Бросаю автобусный билет в урну, подхватываю сумку, иду через сквер. В сквере узнаю ещё один ориентир: тот самый Т-34 с поднятой пушкой на постаменте. Всё точно, как по дороге туда видел. Иду-иду, дохожу до конца аллеи, вижу мост. Но что-то не так: мост пешеходный, из тех, что над рельсовыми путями ставят, а я ведь от вокзала на троллейбусе ехал. Но, думаю, не беда, как-то по-другому немного вышел, остальное-то всё сходится. Тем более, что в темноте за мостом уже слышен стук вагонов и неразборчивое кваканье вокзальных объявлений.
Иду через мост. На середине смотрю – что за фигня? Здание вокзала какое-то не такое. Меньше гораздо. Подхожу к концу моста, откуда фасад виден. Смотрю – на фасаде надпись большими буквами: РОСЛАВЛЬ. С губ непроизвольно и громко срывается: ПИЗДЕЦ!!!!
Что ж делать – иду к вокзалу. Захожу внутрь: маленькое помещение без скамеек, под потолком на кручёном проводе лампа без абажура, голый гранитный пол, по стенам иней, температура внутри от наружной не отличается (а снаружи где-то минус 20, а то и пониже), никаких обогревающих устройств нет. Подхожу к кассе. И тут следующий удар: дизель на Брянск ходит раз в день, и ушёл 40 минут назад. Билеты продавать начинают за 4 часа до отхода – так что делать мне у кассы нечего. Вот, думаю, приключение. Давно я в спортивные турпоходы не ходил, давно экстрима не видал – так вот мне экстрим. Сутки куковать на гранитном полу при -20 вокруг. Только, в отличие от тех походов, без никаких спальников-примусов. Наемся тут экстриму – выше крыши. Если только в ментовку по нынешним российским контртеррористическим временам не загребут. Смотрю по сторонам. Кроме кассы, которая уже закрылась, ещё одно окошко светится. Буфет. Подхожу, спрашиваю, чего есть поесть. “А ничего уже нету. Уже полдвенадцатого ночи, я закрываюсь уже. Вон, только водку ещё не сложила”. Ну, что делать – давайте водки. Беру стакан, выпиваю залпом от расстроенности чувств. Так как без закуски, да ещё не ел целый день,  и устал как собака, эффект от водки был мгновенный, и по силе – как удар трубой по голове. “Поплыл” я моментально. Аж зашатало. Ну что, думаю, в этом местном иглу по имени “зал ожидания” я в гордом одиночестве ещё намёрзнусь досыта. Выйду-ка я наружу, хоть огляжусь, куда меня забросило. Выхожу из помещения через дверь, противоположную выходу на перрон. Оказываюсь на маленькой площади, где стоят несколько тёмных автобусов. А среди них один освещённый: красный “Икарус” с табличкой “Смоленск-Брянск”. Тот самый, на котором я ехал. Водила курящих у дверей вовнутрь загоняет, собирается отправляться.
Впереди собственного визга бегом кидаюсь через площадь.  На бегу вспоминаю, что автобусный билет до Брянска я, как культурный пацан, выбросил в урну ещё на той круглой площади. Успеваю сунуть руку в щель двери, крикнуть водиле “подожди, не закрывай!”.
Водила удивлён:
– О, а ты где ходил?
– Да поссать отошёл, ты что, меня не помнишь?
– Ну давай, садись. Только билет приготовь, по дороге милиция проверять будет.
Взбегаю по ступенькам. От водки и переживаний настроение убийственное, в прямом смысле. Иду по проходу, сняв сумку с плеча, из кармана достаю связку ключей и сжимаю в кулаке так, чтоб ключи торчали между пальцев. Мысленно проговариваю: “Сейчас этому козлу сразу левым локтем под горло, шею к спинке прижать и навалиться, чтоб вывернуться не смог. А правой, с ключами, в морду бить, со всей дури. Сделаю, сука, уродом на всю жизнь” Что характерно: никакие мысли о милиции, как и прочих возможных в чужой стране последствиях, в голову не приходили. Злоба и водка натощак – этот рецепт победы известен ещё со времён Суворова :о)
Подхожу к своему месту. Там никакого мужика в тулупе нет, а сидит девушка, а рядом с нею здоровенный плюшевый заяц. Девушка смотрит на меня испуганно: видать, лицо у меня соответствовало настроению.
Останавливаюсь, делаю пару вдохов-выдохов. Всё ещё спёртым голосом спрашиваю: “Девушка, вы до Брянска?” – “Да”. “Поднимите зайчика, это моё место. В Брянске можете разбудить, когда рядом с железнодорожным вокзалом остановимся?” – “Да”.
Сажусь, засыпаю.
Просыпаюсь от толчков в бок и слов: “Брянск, вам выходить!”. Иду на выход – девушка с зайцем в обнимку за мной. Выпрыгиваем на снег. Автобус заводится и уезжает.
Вокруг темнота, ни огонька, никаких строений, только какие-то кусты. Пустая разъезженная дорога, по краям снега по колено, жуткий ветер и метель. Внутри всё обрывается: неужели опять???
Оборачиваюсь, спрашиваю у владелицы зайца:
– Где мы?
– Это почти Брянск. Тут до вокзала ближе всего. Теперь пешком.
– А ты тут раньше ходила? Куда идти, знаешь?
– Не ходила, я не здешняя, я из Рославля. Но мне объяснили.
Всё, думаю, приехали. Не хотел на голом полу сутки куковать – так теперь буду в чистом поле, на снегу и под метелью.
Однако снова выяснилось, что Россия – страна неожиданностей. Девушка бодренько потопала куда-то в темноту, я – за ней. Свернули с дороги, вышли на край какого-то обрыва – а под обрывом как раз рельсы оказались, а за ними зады вокзала. И правда, минут 10 ходу всего – а не видно нифига, пока носом не уткнёшься. Сам бы, думаю, в жизни не догадался, куда идти. Начал бы снежную пещеру рыть, как учили, и устраиваться на зимовку.
В общем, дальше всё прошло без приключений: и до поезда одесского ещё час, и билеты в кассе есть.
Но всё предыдущее в который раз показало, что катарсис в нашей жизни таится за каждым поворотом. И приходит в любой момент.

P.S. А при слове “Рославль” я потом долго ещё вздрагивал.

Comments
  1. tee_off says:

    :))) хы-хы. Из похожего в моем експириенсе – ночевка на краковском вокзале в 1999-м, вокруг – бомжи, до следующего транспорта – 7 часов, денег нет, жрать охота. Красота, одним словом

  2. nekuts says:

    а спирт контробандил на следующий год?

  3. nekuts says:

    а у тя есть фотки отсканеные?

  4. shao_s says:

    Со спиртом под колючую проволоку – на следующий год ползал. У тебя тоже помаленьку проваливается это дело в памяти? :о)

  5. shao_s says:

    Нету с того НГ. Только на бумаге, и только в Одессе. Тут, в Лондоне, ни в каком виде нету, увы :о(

  6. nekuts says:

    ну, по-маленьку, конечно, выветриваеца, – вот про горилку с цыбулей напомнил. Меня аж передернуло, когда читал.

  7. nekuts says:

    Жаль. Надо Рыжего крутить на скан.

  8. nekuts says:

    Я тебе рекомендовал, кстати не Минск-Одесса, а Питер-Одесса. Я думал, что он через Смоленск идёт, а в его ниллюзорности я не сомневался

  9. kondviramursa says:

    Очень поучительно :))) Из оперы “Надо меньше пить” :)

  10. alvarets says:

    23 часа на привокзальной площади Новосибирска. Стоя. С собакой. Мороз -40.
    С собакой на вокзал не пускали. Денег не было. Был билет.
    Выстоял.

  11. saltic says:

    Да уж….экстрим))))
    Но согласись..жизнь была бы скучна…если бы не было ЧТо вспомнить!-)))))

  12. groben says:

    Напомнило как в сопливо-студенческие времена летом выбирался из Комсомольска-на-Амуре после командировки. Кто когда-либо пробовал сделать это летом – те меня поняли. #;)))

    Маршрут до Донецка тогда получился интересный: Комсомольск – Новый Уренгой – Челябинск – Москва – Донецк. Причем перелет между вторым и третьим городами обошелся мне в две бутылки водки, вяленую горбушу и пару седых волос.

    С тех пор никому не рекомендую летать транспортными самолетами. #;)))

  13. 0lenka says:

    А про глобус? :)))

  14. shao_s says:

    Хы… Будет и про глобус Украины. Погоди немного :о)

  15. shao_s says:

    А как собака не замёрзла? Ей же водки не дашь?

  16. shao_s says:

    Типа того. В ЖЖ меньше чего писать было бы. Но это всё здорово только когда вспоминаешь постфактум. А по ходу приключений – совсем даже наоборот.

  17. groben says:

    “Комедия – это трагедия случившаяся не с тобой”. (c) Кто-то из классиков. #:)))

  18. alvarets says:

    лайка
    ей пофигу мороз

  19. emiratec says:

    11 4asov na Omansko-Emoiratskoj granicy v ozhidanii vizy. Periodicheskie podrobnye rasskazy novym smenam Omanskih pograncov, kto ya takoj i po4emu owivayus’ stol’ko vremeni. Yazyk povestvovaniya neperedavaem i nepovtorim… (Eto iz O4EN’ SVEZHEGO) :-)

  20. nekuts says:

    мой кот с ним в первый день расправился :-))

  21. shao_s says:

    Я не про тот глобус Украины. Я про те, которые я потом в Одессе продавал.

  22. saltic says:

    зато именно ЭТО и есть жизни-)))))КОторую мы проживаем, полную приключений и воспоминаний…!

  23. gallicena says:

    Сняли с автобуса на чешско-немецкой границе. Декабрь, сколько минусов не помню, но одеты мы были для берлинских +8. Ловили попутку с 3 ночи до почти 8 утра. Горный перевал, лес, снег, никто не говорит по-английски… Потом день лазили по Дрездену, потом ночевали то на пустом вокзале посреди ремонта и стройки, то в холле торгового центра… Тоже достойно было отдельной истории. А катарсис, как я в очередной раз поняла там, – явление, всё-таки, интернациональное. Никогда не знаешь, из-под какого бугра выскочит.

  24. nekuts says:

    я фотки у себя нашел, кстате

  25. динамично все это и очень позитивно

Leave a Reply

