К совпавшим праздникам

Posted: 05.04.30 in Мысли

У нас нынче совпадение – православная Пасха плавно переходит в майские гулянки. Народ уже на низком старте, видать даже по интернету. Вон, “Зеркало Недели” – и то в пятницу не обовилось, чего с ними не случалось даже во времена попыток закрывания судебным порядком. Ну, и понятно, что “властители дум” в спектре от попсы эстрадной до попсы храмовой тоже приготовились подрубить капусты по поводу. Демонстрируя при этом трогательное единство методов и средств.

Собственно, потому нижеследующий текст и кладу. Начало у меня пару недель назад выписываться нечто по поводу войны и Победы, 60-летие которой будем праздновать через неделю с небольшим. Но текст пошёл длинный (уже за 20 страниц перевалило), муторный, и нелегко читаемый. В общем, не для ЖЖ такие вещи.

Однако часть его сюда кладу – уж больно в тон текущим умонастроениям пришлось, как я их вижу через интернет.

Инфляция понятий

 

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет! А иначе

Даже мёртвому – как?

А. Твардовский

Слова и выражения подвержены инфляции не менее денег, а то и более. Гением был тот, кто впервые сравнил женщину с розой: издали красива и привлекательна, а попробуешь взять – шипы… Очень сильно выразился тот, кто сказал впервые “смерть вырвала из наших рядов”.

Но от частого употребления первое превратилось в жуткую банальность, а второе – в невыносимую канцелярщину гражданских панихид.

Примерно это же случилось и со словами, дежурно произносимыми на юбилеях той Победы. Чтобы писать её с большой буквы, уже надо делать над собой усилие и вспоминать правила русского языка. Это уже не от души – потому что юбилей грядёт аж шестидесятый. И все эти шестьдесят лет мы затаскивали и трамбовали одни и те же, пусть и совершенно верные, слова.

И теперь в честь Победы у нас в стране готовит концертный тур по Донецку, Луганску и Харькову Наталья Могилевская. С репертуаром, напоминающим то ли завербовавшегося в Иностранный Легион Борю Моисеева, то ли предавшуюся педерастии группу “Любэ”. Просмотр промо-ролика Могилевской и подвиг меня на написание этого текста. Не знаю, может, это я в отрыве от родины уже слишком долго, и выпал из контекста, но патриотизм в исполнении гламурной певицы, при испуге начинающей вопить в прямой телеэфир “Я не крыса и не сука!” лично меня коробит. Мне повезло – я в первый раз включил интернет-трансляцию 5-го канала в дни “оранжевой революции” именно на этом моменте. И решил, что после такой, как говорят японцы, “потери лица”, эта роторазевалка уже никогда на люди не покажется. И, как всегда со мной, дураком, бывает, ошибся. Вот, переждала, утёрлась, и уже славит “нашу общую победу над фашизмом” в туре по городам России и Украины. И с собой, гнидой, мне предлагает иметь что-то общее…

И ведь воспринимается публикой, вполне. Не себе же в убыток ездит. А почему воспринимается? Да потому, что инфляция слов повлекла за собой и инфляцию определяемых ими понятий. Теперь слова “Значит аты-баты / Мы теперь солдаты” воспринимаются так же, как “Я убит и не знаю, / Наш ли Ржев наконец”. И к стоящим за ними понятиям отношение равное. И если бы это исчерпывалось всего лишь цинизмом нас, молодых… В конце концов, молодёжь за глупость и разврат ругал ещё Платон, исправились бы со временем. Но наше славное общество так старательно потопталось по собственной памяти, что самые очевидные глупости и подлости воспринимаются у нас как должное. Причём никого, почему-то, не смущают даже очевидные противоречия в этом наборе “общепринятых” понятий.

Ну, а теперь к конкретике.

Стало непререкаемой истиной и общим местом то, что “эта война стоила нам таких потерь, каких не стоила никакая другая, никогда и никому”. Мол, Вторая Мировая – самая кровавая война в истории, как признано во всём мире. А в ней самые большие потери – в бывш. СССР. Значит, хуже всего нам, совкам, и пришлось – это же очевидно. Тем более, что никогда до того в войнах не применялось такое намеренное и распланированное массовое уничтожение людей.

Понятно, что цифра потерь в 27 нынешних официальных миллионов, с тенденцией к увеличению этой цифры в среднем на полмиллиона в год (я ещё помню то время, когда было 20, а не 27), впечатлит кого угодно. Как самый инфернальный пример приводится Беларусь, где “погиб каждый четвёртый”. Однако, если приглядеться и вдуматься, эмоции могут несколько поблекнуть. Я не говорю о сопоставлении потерь РККА и Вермахта – у немцев потери 7 миллионов с небольшим, из них на Восточном фронте – 3,9. И это при том, что по всем учебникам совкового военного искусства, потери нападающей и обороняющейся стороны должны соотноситься как 4:1. Я, повторю, не об этом. Я о сравнении наших потерь не с немцами, а с цифрами историческими.

В одной из ранне-средневековых гражданских войн в Китае за семь лет население страны было уменьшено в 4 раза. По сравнению с такими потерями военная Белоруссия кажется почти санаторием. А ведь вершиной оружейной мысли тогда был лук – арбалет ещё не изобрели. И обошлись без газенвагенов, Освенцимов, штрафбатов и прочих прелестей нашего времени. Этнограф Патрик Мюллер, изучавший австралийских аборигенов, сравнил процент потерь в их межплеменных войнах с потерями различных стран в ходе Второй Мировой. Потери у аборигенов, дравшихся копьями и бумерангами, оказались выше в среднем в полтора-два раза.

Тоесть исторически – мало та война выдаётся из общего ряда. Впрочем, здесь людей можно понять: когда был тот Китай, где те черномазые аборигены – а это всё случилось на глазах предыдущего поколения. То, что видишь сам, впечатляет гораздо сильнее.

И вот тут мы подходим к странному, чтобы не сказать мерзкому, вывиху нашего сознания.

Но сначала – немного о другом аспекте нашей памяти.

Все мы, а особенно помодневшие нынче церкви, чтим “святых великомученников”, героически принявших смерть за веру. Эта вера обещала им, кроме прочего, вечное блаженство после смерти. Они были убеждены, что рай на небесах им эта героическая смерть обеспечит. Кроме того, они знали, что не будут забыты братьями по вере никогда. И, как выяснилось, были правы. Как минимум во втором случае.

Ну, а как тогда следует относиться к тем миллионам мальчиков и девочек – комсомольцев, которые без колебаний шли на заведомую смерть, будучи уверенными, что после смерти не будет ничего? Не то что рая или ада, а ничего вообще – ты умираешь раз и навсегда? Ведь в сфере атеистической пропаганды советской властью была проведена работа, по сравнению с которой строительство египетских пирамид – это детская игра в песочнице. А ещё эти мальчики и девочки знали, что никто их по именам не вспомнит. Как оно и случилось – какие там имена, когда общее количество убитых у нас гуляет в диапазоне плюс-минус 5 миллионов…

И тут – мы помним, и причисляем к лику святых многосотлетней давности Георгия и Варфоломея, но равнодушной скороговоркой поминаем эти совсем ведь недавние убитые миллионы.

А теперь вспомним, отчего мы считаем свои потери в той войне чем-то выдающимся: они были недавно. Давнее – неважно. Однако “святых великомученников” наша церковь, и за ней все “воцерковленные”, чтят, как раз, исключительно древних – они причислены к лику святых. А миллионы, сознательно ушедшие в смерть, в лучшем случае помянут в трёх словах – они ведь были недавно, “временем их подвиг не поверен”, как сказал один рясоносец в телеящике.

И если это не подгон критериев под собственное желание – то что тогда подгон? Церковь, выходит, жалеет для погибших в той войне даже памяти. И не сказать, чтобы всё остальное общество сильно от неё в этом аспекте отличалось.

А ведь такая игра становится дозволенной только тогда, когда её объект малоценен. Настолько малоценен, что на нём позволено отрабатывать духовнуюю подлость, даже не собираясь её где-то немедленно применить – а просто так, для общей тренировки. На чём не жалко.

Спасибо за эту малоценность нашим мастерам культуры и воспевателям патриотических идеалов. Навоспевали. Намастерили. Так затёрли и испохабили смерти миллионов, что они теперь забываются легче имён уроженцев Средиземноморья полуторатысячелетней давности.

Advertisements
Comments
  1. formico says:

    по моему ты сравниваешь божий дар с яичницей. мученики полуторатысячной давности в данном случае символ, ярлык. а убитые миллионы – факт, и в нем реальные люди. смысл сравнивать знамя полка и сам полк и огорчаться, что в торжественных случаях лобзают знамя, а не каждого солдата в отдельности.

  2. bazilura says:

    ПРо Могилевскую не знаю…видимо, к счастью.
    А вот мысль сравнить отношение к этой войне с отношением к другим войнам появляется как-то даже подспудно, перед тем как это появляется в тексте. ЧТо, я считаю, искусством похлеще иных прочих- подвести аудиторию к мысли раньше, чем ее прямо высказаться, чтобы у нее родилось чувство, будто это с ее мыслью соглашается автор, а не наоборот- идеал (недостижимый) многих ораторов и идеологов.

  3. bazilura says:

    Да, вот еще забыл. Если сравнивать по процентам, как это делаете Вы, то тут все-таки забавно может получиться: если сошлись в поножовщине две комании, по два человека в каждой, да по одному из обеих померло, то этот конфликт станет не менее кровавым, чем те, окоих шла речь в тексте.

    Что же до политигов, идеолгов, попов, шоу-педерастов… ну, думаю, что серьезно к ним относится все-таки не надо. Жаль, что это так, что масса людей занимается всем этим онанизмом. “Мне просто обидно,что могли бы быть люди”, так БГ про таких говорит.

    У меня вот крамольная мысль родилась давно, еще в отрочестве… я ее тогда не решился кому-нибудь высказать, ибо сожрали бы напрочь. Да щас-то хрен знает, их же только с цепи спусти. Ну вот, думаю, почему меня упорно трахают в голову по поводу того, что это за МЕНЯ сражались люди в той войне, за МОЮ свободу, за МОЮ жизнь и т.д. И до сих пор не врубаюсь. Не за себя- а за меня, значит? Ставлю себя на их место- да неужто я бы шел в бой с мыслью “за потомков”? Бр-р-р, что за дурь-то, в самом деле?

    И вот как-то я особо, увы мне, не благодарен. Я отношусь к сделанному с уважением. Правда, после некоторого развенчания завесы и вылезания подробностей- еще и горечью от того, как это вышло. Когда, просто руковдствуясь здравым смыслом, избежать могли бы… ну, про цифры говорить сложно, но многих жертв избежать бы можно было. Правда, тогда где бы был весь тот неистовый пафос, от которого сейчас так веет победонсно отовсюду?
    По накалу старстей, думаю, куда сильнее все звенело от напряга в Великую Смуту, когда все доподлинно перемешалось и стояло на краю.

    Но Смута- как раз была давно, и кроме отдельновзятой святости некоторых индивидуумов с нее что-то взять сложно, так как она нереальна. Была, не была- кто знает?

  4. myxa_vs_ says:

    Так, мысли по поводу.
    Церковная пропаганда работает гораздо лучше государственной – наработано веками.
    Плюс – цели разные.
    Плюс – у церкви есть важное преимущество: камерность, индивидуальность обращения (типа, бог говорит с каждым лично), что располагает к большей доверительности.
    И, думаю, церковь не берет в святые больше, чем человеческое сознание может переварить. Не потому что остальные недостойны…
    Светская же власть всегда пытается прыгнуть через голову и оперировать миллионами.

    А человеку, чтобы почтить память погибших, не особо нужны светская или церковная власть.

  5. tee_off says:

    Все закономерно. Церковь чтит своих героев. Государство забыло. И с чего бы церкви чтить героев государства, которое эту самую церковь втоптало в ничто? Это раз. А два – по НТВ показывали, что какие-то монахи, ярославские, чтоль, записали к дню победы альбом – военные песни в церковной аранжеровке. Так вот. То есть есть одтельные церковные единицы, которым не жалко.

  6. shao_s says:

    Хм… Кое-что в этой мысли есть… Но уж больно существенные к ней оговорки:

    1. Кто те (или что то), ярлыком и знаменем которых (которого) являютя св. Георгий и Варфоломей? Они давно уже символизируют лишь сами себя, разве нет? Да, разумеется, можно сказать, что они есть знамя “христианства как такового”. Но тогда мы попадаем в следующую ловушку: получается, христианская церковь славит саму себя? Как-то оно немного неприятно смотрится, в данном случае… Но если проводить аналогию со знаменем и полком – получается ведь именно так.

    2. Продолжая аналогию святых великомученников и знамени полка: понятно, что причислить к лику святых всех погибших тогда атеистов не выйдет чисто по техническим причинам. Но – где ж те святые православной церкви, которые будут их знаменем? Нет ведь ни одного из погибших на той войне… См. выражение насчёт подвига и времени, увиденное мной в телевизоре.
    Впрочем, вру: одного причислить предлагают. Русская православная церковь МП рассматривает вопрос о причислении к лику святых Жукова Г.К. Как его называть будут – не знаю, один св. Георгий ведь есть уже… Но дело не в том. Дело в том, что это человек как раз из тех, кто немало способствовал появлению миллионов погибших. И советсткие генералы-маршалы, и военные рангом пониже, о его полководческом искусстве выражались крайне негативно – людей он в землю загонял миллионами без толку и проку.

    Ещё одна чёрточка к характеристике православной церкви, а как же.

  7. shao_s says:

    Сначала по части процентов. Пример с двумя шайками по 2 человека некорректен, как мне кажется. Я имл в виду войны, которые ведут между собой народы, и результат которых решает судьбу именно всего народа. Потому австралийское племя в 400 аборигенов тут проходит, а 400 китайцев – нет.

    Ну, а насчёт “особо не благодарен” – так я ведь это и имел в виду, собственно. Этим многолетним истерическим пафосом наши штатные патриоты привили равнодушие, а то и неприязнь, к весьма достойным уважения вещам. Я и сам такой – не шибко благодарный.

  8. shao_s says:

    Повторюсь: никто ведь не требует, чтобы брали в святые миллионы. Но – есть хоть один святой из погибших тогда, и который был бы символом той войны? Нету таких. Разумеется, латинско-еврейские разборки многосотлетней давности нам важнее…

  9. shao_s says:

    Ну, вот только не надо мне рассказывать, что сейчас православная церковь (особенно МП) отделена от государства. Её всегдашний идеал – это знаменитая “симфония властей”, с которой Раскол и начался.
    Эта церковь вне государства себя не мыслит, и без государства, как карательного органа для своих противников, выжить не в состоянии.

    Что же до оранжировок ярославских монахов – так ведь это их личная позиция проявилась, а не официальная линия церкви. Т.е. они здесь выступили не как священнослужители, а как граждане своей страны.
    Таким образом, их поступок, на самом деле, характеризует церковь негативно: на такие вещи оказываются способными простые люди, а не те, кто вопросами духовного воспитания нации занимается в качестве основной работы. Это я высокую церковную иерархию имею в виду.

  10. formico says:

    ммм… опять смешение.
    господа св. Георгий и Варфоломей – классические мученики за веру, и опять же по многовековой традиции их вполне стандартно сделали святыми. в рамках интитута церкви и ее пользователей (т.е. верующих и прихожан).
    погибшие на войне – солдаты и простые граждане, которые как были верующими в свои религии, так и нет. это – социальный институт, тут поощряют и дают ордена, записывают благодарность в личное дело.
    ну не будешь же ты предлагать: “за стойкость и самоотверженность наградить св. Варфоломея медалью “За пропаганду христианства” или “за героическую победу над змием выделить св. Георгию ордер на квартиру площадью 100 кв.м.”

  11. shao_s says:

    Хы… Ну, на самом деле, что-то вроде медали этим святым и выдали – с поправкой на обычаи момента канонизации.

  12. formico says:

    нну, тогда к чему твое негодование? церковь действует по своим традициям, государство – по своим…

  13. shao_s says:

    Дык, в том-то и дело, что традиции мне кажутся довольно неприглядными. Я не прав?

  14. formico says:

    возможно я не уловил общий смысл поста, но мне показалось, что тебе не понравилось что церковь не жалует “государственных” героев, да и не самих героев – а героического общего действия.
    вот собственно, чего я и делал коммент:
    церковь жалует единичные события в своей истории как символ общего движения.
    государство оценивает общее движение масс, награждая опять же массово (за редким исключением), как показатель.
    неудачно смешивать эти два подхода.
    разве что тебе не нравится каждый в принципе

  15. gallicena says:

    Меня удивило, что тебя удивило, что Могилевская не ушла с эстрады после всего, что было. Я тебя умоляю! Ей же, в числе прочих, кто воспевал Великого Я., Кучма одним из своих последних указов присвоил звание народной артистки. Как тебе это? Народные артистки София Ротару, Нина Матвиенко и… Наталья Могилевская. Это тебя не удивляет? Надеюсь, что нет… А не удивляет тебя, что за всю историю СССР, а потом и независимой Украины только один (!) госчиновник топ-уровня добровольно подал в отставку в ту же минуту, как возник скандал, в котором упоминалась его жена. Министр юстиции Роман Зварич. An American, born and bred. Я не буду сейчас разбирать, зачем он это сделал и что ему это дало. Но так называемый “наш человек” просто органически не способен на такой поступок. Не тот бэкграунд, не та генетическая память.
    Кстати, мне кажется, что именно эта генетическая память прорвётся через культурные наслоения, шелуху слов и краску ритуалов. И то, что действительно важно, притаится где-то в крови, и будет передаваться дальше. Чтобы, когда это нужно, дать о себе знать.

  16. shao_s says:

    Ну, насчёт соотношения воспитания и генетики в характере – это отдельный большой разговор. Вообще говоря, как показывают наблюдения, всё-таки воспитание первично.

    Что же до Могилевской – нет, я не удивлён, что она не ушла с эстрады. Я удивлён, что она ни на миллиметр не сменила имидж на этой эстраде. Уж если она объявила себя “страдалицей за убеждения” – ну так пусть следует образу. Ан нет, неистребимое наше дурновкусие проявляется и здесь.

  17. gallicena says:

    Да, пожалуй, я неточно сформулировала свою мысль. Надо будет это как-то изложить, когда я буду не такая сонная и затурканная. Пока что получается, что, приведя Зварича в качестве примера, я подтвердила как раз твою позицию.

    А образ страдалицы за правду бело-голубых изначально предполагает… как бы это выразиться поцивильнее… некую гибкость в зависимости от политического момента, скажем так. Так что удивляться тут как раз нечему.

  18. anonymous says:

    Знаешь, Shao_s, по-моему восприятие наших потерь во Второй мировой, это не столько восприятие “песен про патриотические идеалы”, сколько личное к этому отношение. Что бы я ни слышала с экрана, для меня эти потери не пустой звук и Победа чрезвычайно важна. И смерть наших воинов вызывает огромное почтение, т.к. «и за меня тоже…». Во всяком случае мой дед воевал за то чтоб его жена и дети остались живы, а след. за то чтобы потом появилась я. Думаю и твой дед тоже за тебя воевал, конечно не за С.С., а за своего будущего внука…За что им большое спасибо!!!
    И, конечно же, основное как молодежь воспринимает Победу и миллионы смертей ВМВ это, по-моему, не следствие общественного восприятия, а как раз следствие семейных традиций и восприятия. Так что за мнение наших детей по этому вопросу ответственны мы лично, а не дяденьки из телевизора. Т.Г.

  19. shao_s says:

    А личное отношение – разве не выражается в том или ином восприятии соответствующих песен?

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s