Героям – слава? Нема базара!

Posted: 05.02.28 in Культур-Шмультур

Итак, обещанный ранее отчёт о демонстрации в Канберре кинокартины “Залізна сотня”.  Впечатления чрезвычайно богатые.

ГЕРОЯМ – СЛАВА? НЕМА БАЗАРА!

 

В общем, фильм это меценатский. Проплатил всю гулянку под названием «съёмки» Юрий Борец, бывший боец УПА, а сейчас – гражданин Австралии. Биография замечательная (пишу без тени издёвки), о такой фильм снимать – это ж находка для режиссёра. Пусть даже не по биографии, а по воспоминаниям: этот дед, повоевав и против советов, и против фашистов, оказался на другом континенте без гроша в кармане, сумев здесь не просто выжить, а стать миллионером. Ну что ещё надо для интересного сюжета?

Но – не судьба.

Не знаю, то ли это заслуга режиссёра (говорят, у Янчука все фильмы на одно лицо), то ли воспоминания Юрия Борца, в силу преклонного возраста, сохранили только такой вот странный набор деталей, но получился кинолубок в худших традициях совка. Ну, с современными модификациями, конечно.

В общем, если верить фильму, жизнь в отрядах УПА в момент, когда их гоняли по горам и болотам авиацией, артиллерией и дивизиями НКВД, была всё равно развесёлая. Секса показано много, и со вкусом. Даже странно, что показана всего одна партизанская свадьба. Но крупные планы сосков новобрачной впечатляют, ничего не скажешь. И жених, резвящийся на этой новобрачной так, что аж букет на подоконнике трясётся. И это не единственный женский персонаж, нет. В начале фильма воины УПА спасают девушку, изнасилованную советскими солдатами. Натурально, берут с собой в рейдирующий отряд – для повышения мобильности, надо полагать. При показанных моральных качествах этих бойцов другие мысли просто не имеют право на появление. Приводят изнасилованную к доктору – и он тут же показывает чудеса психотерапии. Ах, какой диалог! Психиатры всего мира от зависти рвут волосы по всему телу:

Як мені жити, лікарю?

– Чим глибше рана, тим довше вона гоїться…

– Але як жити зараз?.. Знаєте, є такі іграшки — заводні? Так ось, я тепер як оця іграшка, в якої скінчився завод.

– Ви ще молода й вродлива, вас обов’язково хтось покохає!

Крупным планом лицо героини. Психика девушки исцеляется на глазах. Даже не ожиал, что исцеление психики можно настолько красноречиво показать кинематографическими средствами. Девушка встаёт, уходит. И что? Доктор – просто пророк. Такому не доктором в отряде быть, а начальником разведки: тут же вечерком командир отряда, подбрасывая в печку дрова, останавливает на свежеизнасилованной взгляд, а потом c пафосом Павки Корчагина из юбилейных комсомольских спектаклей провозглашает: „Як довго я тебе чекав!”

В общем, главный драйв картины режиссёр и заказчик выдали по части половой, а не боевой. Они, подозреваю, и вообще бы боевые действия убрали нафиг – но как тогда движение сюжета мотивировать? Потому пришлось показать. Это режиссёр сделал с явным отвращением к предмету: даже батальные сцены дремуче-совкового производства вроде «Служили два товарища» на фоне этой героической пантомимы с огнестрельным оружием выглядят более-менее пристойно. Разумеется, появляется там и боец Чумак (прототипом которого был Борец), живость игры которого описывается формулой «Чумак выстрелил – враг упал». Впрочем, остальные персонажи батальных сцен играют часто ещё проще.

Однако же, интеллектуальный потенциал людей, много лет воюющих в подполье против военной машины сверхдержавы не может не превышать среднестатистического. И он, разумеется, превышает. Находчивость и нестандартное мышление явлены во всей мощи нашего украинского интеллекта.

Вот идёт по лесу воин УПА. Ему нужно пройти мимо куста. Что бы сделал обычный, ничем не примечательный человек вроде меня? Прошёл бы мимо, и дело с концом. Однако не на того напали! Воин УПА, прежде чем пройти мимо любого куста, обязательно его поднимет. И конечно же, обнаружит там не грибы. А мальчика с соколом в руках, сидящего в этой засаде (судя по тому, что листья вокруг куста не тронуты абсолютно, а единственный подводящий след принадлежит воину) уже далеко не первый день. А ну, кто догадается, какой вопрос задаст доблестный воин мальчику? Конечно, в этой ситуации он не растерялся: первый вопрос был – „Чому твій сокіл не літає?” Но и мальчик тоже не промах: «В нього зламані крила”. Какая метафора! Какой надрыв! Потом этот мальчик с неизменным соколом в руках несколько раз появлется, как из-под земли, в самые напряжнные моменты сюжета, что почему-то никого из участников драмы абсолютно не удивляет.

Впрочем, кадры из серии „рыдают все” этим далеко не исчерпываются. Разумеется, хрестоматийные образы „Рідної Неньки” представлены на всю катушку: яблоки на вышиванке, кувшины на плетне, васильковые венки на головах, кусты калины во дворах… Я всё ждал крупных планов сала – но вот как-то бог миловал.

Ну, и о врагах. Враги у нас, конечно, как на подбор. Такие злодейские рожи в последний раз делали противнику в «Подвиге разведчика». Но там, хотя бы, застреленные за столом враги не падали мордой в салат. Это, видимо, для приближения к современным реалиям. И не насиловали невест положительных героев на фоне знамени со свастикой, как здесь на фоне флага с серпом и молотом. Как туда ещё горн и барабан не добавили – пионерская комната, так уж пионерская комната.

А теперь похвалим, для баланса. Ничего сказать не могу – карпатские пейзажи в фильме – просто замечательные. Но заслуга режиссёра тут, как по мне, не слишком велика…

В общем, вот как я вижу эту картину in general. Николай Дуда (подпольный псевдоним – Громенко, реально существовавший командир показанного отряда) за годы своей борьбы против советов показал себя талантливым тактиком и стратегом, теоретиком партизанского движения и агентурной работы. Здесь же его превратили в картонный персонаж, в котором от человека – только куртка и штаны. И всё остальное подвёрстано под этот образ. В итоге, фильм получился перепевом самых мерзких совковых агиток, где всего лишь чёрное заменено на белое, ППШ на шмайссеры, а НКВД на СБ. Пожалуй, даже и похуже будет: над режиссёрами совкового кино, кроме парткома, стял ещё и худсовет, тут же в роли худсовета выступал всё тот же заказчик. А у режиссёра противиться ему не было то ли желания, то ли возможности.

Хочется вот только задать вопрос: хорошо, вы строите национальную идею и пробуждаете национальный дух в людях, до тла выжженых совковым агитпропом. Но зачем же совать им в качестве национальной идеи всё тот же агитпроп, только с жёлто-синими знамёнами вместо красных? Нет, не скрою – зал здесь после финальных титров аплодировал стоя. И, наверное, не только здесь. Я был один из ОЧЕНЬ немногих, не присоединившихся к овации. Но, дорогой художник слова и властитель дум Янчук, можно ли так откровенно играть на примитивных вкусах? Я понимаю, денег всем охота – но вот как-то же Тарантино и Довженко выкручивались, а? Чтобы и кассу собрать, и фильм хороший сделать?

Advertisements
Comments
  1. ruslanka says:

    мда…

  2. shao_s says:

    Э-э-э… А подробней – никак?

  3. ruslanka says:

    Ну, ошалела я слегка. У меня книженция завалялась о славных подвигах героев УПА. То я и до средины дочитать не смогла, так противно от именно того, о чем ты тут написал. Вот такая себе пропаганда наоборот.

    У меня есть свой опыт общения с бывшими славными вояками УПА, которые обосновались в Мюнхене. Один из них, сидя в шезлонге на терраске под своим домом, поглаживая здоровенного дога по кличке Тарас, жаловался, что дескать тещу-немку сложно содержать, надо нанимать сиделку, а денег нету. Под домом два новых мерса. И давал нам “доброе” напутствие: “Вы это… в немецкую политику лучше не лезте. А если работать тихонько и носа не высовывать, так тут в Германии тишь да благодать.” Дети его на украинском уже не разговаривали. Вообще-это отдельная история.

  4. shao_s says:

    Не, тут, в Австралии, эти деды себя более человечно ведут. И у них в семьях, как я видел, даже австралийские невестки по-украински говорят (что не факт, на самом деле, что хорошо), а не только внуки.

    Но есть, есть тут перебор: аплодировать такому фильму стоя – это да-а… Или это мы такие безнадёжно испорченные? Или не понимаем чего?

  5. shao_s says:

    Кстати, о Тарасе. Вы будете смеяться, но именно так зовут кота в той семье, где я сделал вышеприведённые наблюдения. Тоже здоровенный и серо-белый.

  6. ruslanka says:

    :-) Смеюсь :-)
    А впечатления от фильма талантливо написаны :-)

  7. ruslanka says:

    Ну, может у людей ностальгия. Я сейчас на любую шароварщину могу слезу умиления пустить. Запросто! “Садок вишневий” и все, рыдаю и слова сказать не могу.

  8. ridah says:

    Жаль, что митець опять сработал в лучших традициях агитпропа. Жаль, что такая большая, серьезная и богатая тема освещается деятелями еще той школы, оперирующих одними и теми же приемами. Будут продолжать в том же духе — зрителей будет тошнить точно так же, как тошнило от советского агитпропа.
    Других людей со свежими идеями то ли нет, то ли их пока не видно. Вон был “Мамай” Санина, малобюджетный, кстати (вроде $280 тыс на все про все потратили) — и где он? Прошел как-то незаметно, и про режиссера ничего не слышно.
    А отчет у Вас хороший получился, информативный.

  9. zo_zo says:

    Все вірно написано. Погане кіно…

  10. tee_off says:

    :) а там были английские титры? Вот думаю, не сходить ли теперь с любимым – соскучилась я, понимаешь, за бесхитростным кинематографом…а любимого не сводишь никуда на наше, потому как из всего могучего и украинского он овладел только словом «минет», почему то…зато в совершенстве. И еще спасибо за юмор – я смеялась :)

  11. shao_s says:

    Да? А с каких это пор слово “минет” стало украинским, а не французским?

    А английских титров там не было, увы. Так что если пойдёшь – придётся переводить.

    Впрочем, посмотри на http://www.ozeukes.com – возможно, они скоро начнут повторный прокат по австралийским городам и весям, и уже с английскими титрами.

  12. tee_off says:

    Это слово – наше, но иностранного происхождения :) если ты мне дашь исконно русское (украинское) слово, обозначающее ЭТО (я настаиваю на существительном и глаголы меня не устроят :)), то я сдамся! И верну слово французам. Спасибо за ссылочку!

  13. shao_s says:

    Хм… Как насчёт нашего исконного слова “отсос”?

  14. tee_off says:

    Все, сдаюсь. Пусть ты победил, и тогда мой любимый ни фига не знает ни одного нашего слова. Но все же… оттенок не тот, если ты понимаешь, о чем я. Отсос – это что-то грубое, пошлое, в заплеванном трудными подростками подъезде периода великой жилищной проблемы, минет же – это нежно (или грубо – по вкусу) после ужина при свечах и, как минимум, 2-месячного конфетно-цветочного периода. Но пусть ты, все равно, победил :)
    ( Однако, как наша светская дисскусия о плохизне заказного новобаняковского кинематрографа переросла в просто непредвиденное русло…)

  15. shao_s says:

    Да, сегодня в беседе с юзером raskladushkin мы этот переход дискуссии в данной теме как раз обсуждали. Забавно, и правда.

    Но, если по сути – дело во многом в том, что слова чужого языка ведь всегда воспринимаются облегчённо. Ну, скажем, у нас ведь слова типа cocksucker или hussy воспринимаются как что-то типа “дурак”, и не более того. А у англоговорящих это ведь – оч-чень крутое оскорбление. Так же вот с минетом и отососом, я думаю.

  16. anonymous says:

    Beautiful review, Shao. Clear and sharp language, good composition, etc.
    Too bad I don’t have time to say more. But I read your journal at least every other day.
    (I only have Latin keyboard at work, sorry.)

    Redards
    Gesse / Faina Kaplan

  17. anonymous says:

    Yoperesete, zo-zo

    chy ye na Livejournali lyudy, scho ne mayut’ sered druziv
    Giggster-a i b0ris-a?
    _________________________________
    Faina Kaplan

  18. gallicena says:

    Чем-то мне это напомнило попавший мне как-то в руки сборник новелл гуцульской писательницы Марії Матіос “Нація”. Читала — и жахалась. Но не описанных событий. Чего-то другого. Вот этого самого агитпропа, что ли…
    Но и польза от книжки была несомненная. Наше русское чудо по ней пыталось добить велику та могутню мову. Процентов 50% лексики понял. Ура!!!

  19. […] культур-шмультур не описывал. Со времён просмотра духоподъёмного фильма, насколько помню. Вот, значит, накрыло меня снова, на […]

  20. Фирсов says:

    Хех. Ну тогда я тоже :)

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s